Пушки Акимбо: Гарри Поттер и киберпанковый калейдоскоп

Невозможно писать о фильме с Дэниэлом Рэдклиффом и не упомянуть Гарри Поттера. Именно поэтому актер старается уйти от образа «мальчика, который выжил» и берется за полярно разные и откровенно странные роли. Тут вам и труп («Человек — швейцарский нож»), и поэт-битник («Убей своих любимых»), и туповатый средневековый принц (второй сезон «Чудотворцев»), и молодой доктор в российской глубинке (сериал «Записки юного врача» по одноименному циклу рассказов Булгакова). В «Пушках Акимбо» Рэдклифф превращается в экшн-звезду, а его герою снова приходится выживать.

Майлз — лузер. Работа так себе, девушка бросила, а жизнь проходит за экранами телефона и компьютера. Единственная радость — троллинг в интернете. Зайдя в комментарии популярной игры на выживание, Майлз хамит не тому человеку, а наутро просыпается с прикрученными к рукам пистолетами. Теперь он участник игры и должен убить непобедимую Никс, чтобы остаться в живых. Так воин клавиатуры становится настоящим воином. В комментах он Лев Толстой, а кто на деле, предстоит узнать ему самому.

Дальше перед нами разворачивается неоновый замес из киберпанка, экшна, стрельбы и юмора. Режиссер Джейсон Ли Хауден накрошил кино, игры и музыку, на которых рос, и аккуратно, с большой любовью, сделал из них калейдоскоп. Бумажная трубка с цветными стеклышками через фильтр детского восторга становится чем-то большим: чистой магией, неописуемым волшебством. Так и «Пушки Акимбо» становится большим, чем оммаж культуре 80-90-х и привет детству. Это абсолютно новое произведение о современных проблемах и ценностях.

Одна из первых сцен сопровождается индастриал-кавером хита 80-х You Spin Me Round (Like a Record), и этот трек задает атмосферу фильма: ностальгия по старому миру с поправкой на новую реальность. «Пушки Акимбо» изобилует цитатами из гик-культуры от восьмидесятых до начала двухтысячных. Проще говоря, отсылками к тому, что любили мальчики, которые росли и взрослели в то время: «На игле», «Олдбой», «Матрица», «Бегущий по лезвию»,  «Хи-мен», MC Hammer, Mortal Combat, примерно все игры-шутеры от первого лица — и это далеко не полный список. Плюс бомбический синтезаторный саундтрек и милые сердцу песни той эпохи как в оригинальном звучании, так и в виде каверов. В финальной битве — по классике боевиков, с вертолетом на вершине небоскреба — звучит песня Never Surrender из фильма «Кикбоксер» с Ван Даммом.

Проливающиеся на экране литры крови, с одной стороны, калькируют бессмысленное насилие компьютерных игр. С другой, гротескная жестокость напоминает о другом виде кибернасилия — буллинге.  Оно бескровно, а значит, его как бы нет. Мы глубоко возмущены количеством убийств на экране, но почему-то не придаем значения ненависти, которая каждый день окружает нас в соцсетях. Слова могут ранить не хуже автомата, отсутствие крови не означает отсутствия ран. Соцсети — те же игры на выживание, а цифровизация и условная анонимность дают ощущение безнаказанности.

«Я хотел быть героем, а вырос… никем», — говорит Майлз в начале «Пушек Акимбо». Жизнь жестким способом дает ему второй шанс, после чего Майлз делает сознательный выбор и меняется. Мы можем сделать это, не дожидаясь пинка от реальности. Уже сейчас пора задумываться о том, какие последствия могут нести наши слова. Можно нахамить не тому человеку и огрести за это по полной, а можно глубоко ранить и никогда об этом не узнать.

Будьте вежливы в интернете. На всякий случай.

Автор: А.Ш.

Фото: кадры из фильма «Пушки Акимбо».