Все

Дмитрий Маурин: Я за любую движуху популяризации кофе

Дмитрий Маурин: Я за любую движуху популяризации кофе

Мы продолжаем серию интервью с самыми классными до мороза по коже мужчинами Екатеринбурга — гостями первой студии мужской эстетики МОРОЗ ПО КОЖЕ. Гости отвечают на вопросы непосредственно во время процедур. Эта идея доказывает лишний раз, насколько комфортно ощущает себя мужчина в наших студиях. Обычно наши герои берут или дают экспертные комментарии для СМИ, а в журнале мы рассказываем о людях. И это не «литературный» текст. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя на нашем месте — максимально погружаясь в обаяние через живую не отредактированную речь.

Наш гость — Дмитрий Маурин. Главный по кофе в Екатеринбурге, основатель кофейни «Espresso Season», чемпион России по AeroPress 2016 года, тренер, консультант, бизнесмен и интересный собеседник.
фото из инстаграм Дмитрия
Об уходе за собой

У меня это на уровне чего-то спонтанного. Нет среды, которая мотивирует. Если бы у меня были друзья, которые говорили бы, что пошли делать брови или депиляцию, я бы не удивился и призадумался.

О том, как попал в кофейный бизнес и почему решил связать с ним жизнь

Это было лет 14 назад через поиск заработка. Мне было 19, и я совершенно не был уверен, чем хочу заниматься. Открыл для себя хорошую компанию классных ребят, начали работать. За три года я настолько влюбился в продукт, не в процесс продажи или обучения, а в продукт, что понял: надо копать глубоко. Пытливый ум дал буст, когда рынка не было вообще.

Мне свойственно постоянно терпеть неудачи в популярных процессах. Например, есть бизнесы, которые на волне, в тренде, а я понял, что никогда этим не смогу заниматься. Не то что мне не интересно, просто я знаю: у меня не получится. И я всегда нахожу такое, что задаю себе вопрос — как вообще можно этим заниматься? Сам по себе сегмент честного продукта на рынке тогда был абсолютно не востребован и непонятен. Мне пришлось переступать через финансовые трудности, в том числе, но удалось выйти к экологичной аудитории, пусть и ограниченной. Я понимал: культура по семечку и по человеку будет создаваться.

Спустя какое-то время, работая в разных организациях, создавая эти кофейные конторы, я понял, что хочу работать один. Без партнеров, без инвесторов. Тяжело. Это, может быть, ошибка, потому что популярные бизнесмены советуют действовать по-другому. Но что для меня популярные бизнесмены? Это вообще ничего не значит. Здесь же есть ревность за вектор компании. Глобальная финансовая стратегия может быть инициирована инвестором, так как он партнер, правильно? Либо деньги должны работать без вопросов. Либо он вовлечен и понимает: есть сложные времена и надо что-то делать, дает советы. А ты к этим советам не готов, ревностно защищаешь свой бизнес.
фото из инстаграм Дмитрия
О specialty кофе (кофе высокого качества, отвечающий определенным требованиям — прим.ред.)

Здесь можно провести аналогию с другим сервисом или продуктом на рынке. Крафтовое пиво, к примеру, тоже появлялось так: «А что это такое, а зачем? Непонятно». Или услуги мужской эстетики: «Для кого, зачем? Точно ли это нужно рынку?». Но, на мой взгляд, рынок тем и интересен.

Specialty я считаю одним из удавшихся экспериментов. Мы сами, создав спрос на specialty, видоизменили предложение, начиная с производителей в кофепроизводящих странах. Мы им сказали, что нам нужно, и они начали это производить. По сути, глобальный рынок подстроился под стартап. Как большие пивоварни, которые сейчас начинают варить крафтовое пиво вместо классических сортов.

О развитии в бизнесе

Когда я открывал кофейню сам, один, мне казалось: пора монетизировать все знания, всю базу. Я начал заниматься консультированием, собралось хорошее портфолио, и люди, видя эти проекты, хотели то же самое. Это был пик, дальше уже ничего быть не может. Отличные деньги, супертворческая работа. Я ездил по городам, открывал кофейни, строил их, проектировал. Это было супервремя. А потом наступила определенная стагнация в консалтинге и проектировании. Стало много специалистов в России, ребята стали сами понимать, как что работает. Кто-то лучше, кто-то хуже. Сейчас я практически этим не занимаюсь, очень редко. У меня есть для этого команда. Мы можем закрыть любые кофейные вопросы: кому продавать, за сколько, как и где произвести.

Мы очень хотели построить обжарочное производство в прошлом году, выделили ресурсы, но не получилось реализовать. Это шаг, который удовлетворил бы мои амбиции на несколько лет вперед. Хочется уникальный продукт, свой бренд, нести за него ответственность. Компании, с которыми мы работаем, имеют динамику по качеству, по маркетингу, по ценам. Крутой продукт, но хочется создавать больше, вплоть до покупки фермы, в идеале. Это не безумные деньги. Если есть рынок сбыта, можно инвестировать. А собственная обжарка — логичный шаг, очень мы его ждем.
О менеджменте

У меня сейчас построено все на софт-менеджменте. Бирюзовые компании знаете? Я выполняю роль куратора. Вся команда инициативна, она принимает на себя ответственность, будь то повара, будь то ребята в зале. Но я должен им за это что-то дать — деньги, конечно. Сотрудники получают значительно выше рынка и благодарны за это. Они берут на себя ответственность. Так и должно быть.

Сейчас у меня нет мыслей, что что-то не так. Я не участвую в процессах вообще. Безусловно, есть глобальные стратегии, есть операционка. Но я все чаще начал замечать: в понедельник могу проснуться, раскидать детей по школам и понять, что у меня дел сегодня на 40 минут. Счастливое время. Но чтобы к этому прийти, чтобы этот огромный потолок не обрушился, он на плечах всей команды. А они зарабатывают.

По сути, в кофейне больше ничего и нет, кроме человека, ну и повара. Есть куратор, а есть люди, зачем выстраивать цепочки бесконечные? В огромных компаниях это необходимо, но это точно не моя тема. Если говорить про софт-менеджмент, нужно, чтобы с той стороны были люди адекватные, которые бы понимали и несли ответственность за все, что они делают. Сложно, безусловно. Я к этому очень долго шел, здесь нужно топить до последнего, свою философию тиражировать.

На кухню я взял шефа, над которым вообще никого не должно быть. Он супертворческий человек, он, может быть, где-то не понимает, что нужно заработать денег побольше. Он до сих пор не хочет дать людям то, что они хотят получить. Взяв его на работу, я недозаработал, но зато у меня остался фирменный стиль. Если начну ему указывать или говорить: «Слушай, Андрей, ну поиграли уже вот в эти вещи, давай зарабатывать деньги», — так не получится. Надо компромисс искать и баланс. Мы же все хотим жить, кушать, и амбиции появляются. Надо их удовлетворять. К примеру, меня спрашивали, какой путь развития дальше после стойки. Я говорю, а зачем, для чего? Начните платить линейным специалистам хорошие деньги, и вопрос будет закрыт. Сейчас одна из задач — выход на физический максимум проекта и его удержание. Надо иметь суперэффективность. Надо знать, что ты будешь загружен на 100% на ближайшее время и, желательно, на долгое время.
фото из инстаграм Дмитрия
О собственной посуде

Я наводил справки, кто пытался создать идеальную чашку — хорошую, удобную, сделать из этого бизнес. В Екатеринбурге общался с пятью разными собеседниками о том, что ничего не получилось и это не работает. А я добил, получилось.

Это перфекционизм. Захотелось иметь идеальную чашку для собственной кофейни. Другие чашки не плохие. Есть классные, красивые, но дорогие. В бизнесе очень важно понимать, что посуда может биться и нужен постоянный доступ к пополнению остатков. Чтобы не летела из Австралии посуда, которая стоит 150 тысяч рублей за 150 штук. Хотелось максимальной независимости, и локальное производство в этом случае — один из выходов. Представьте, если бы в Екатеринбурге производилось все, что вам нужно. Если бы заводы, которые простаивают, начали производить технику, например, полезную для жизни. Утопия немного. Надо это бустить. Может, получится.
фото The Village
Идеальная чашка — это объем, прежде всего, форма, цвет. Я объективно считаю, что нет никаких преград для создания чего-то, если ты хочешь это сделать. Потом, после набора популярности посуды, я познакомился с местными керамистами, «ELK Keramika», которые делают тарелки для ресторанов. Посмотрел маленькое производство местное, узнал все проблемы, с которыми они сталкиваются. Понял, что я точно не хотел бы этим заниматься: на другое времени не останется.

Хотелось свой логотип на посуде иметь, ненавязчивый, на дне, аккуратненько. Форму — чтобы чашку можно было удобно хранить и удобно из нее пить. Сенсорика мощно передается через форму. Плюс эстетика, плюс минимализм. Чашка без блюдца и без ручки — хотелось объяснить, что это ненужные вещи. В капучино ложка фактически лишняя. Салфетка и напиток — все, что тебе нужно. Так и работаем. Ну а потом пошла уже история с развитием.

Мы попали в желтый цвет Наташи Брянцевой («Avgvst jewelry»), и они сейчас продают нашу посуду через свой магазин. Потом, когда они открыли кофейню вместе с «Papa Carlo» в Питере, мы им туда отгрузили посуду. Этот желтый там везде, и чашки работают максимально правильно, на своем месте.
фото из инстаграм Дмитрия
«Tasty Coffee», самый крупный интернет-магазин кофе и чая в России, тоже продает нашу посуду. Немного вяленько, но все равно продается. Для их объемов вяленько, для меня нормально. Ко мне однажды приехали ребята из Казахстана учиться и говорят: «Купили посуду в “Tasty Coffee”, что ты думаешь? Хотим на них перейти». И показывают мне мои чашки. Он, конечно, был в шоке, когда я ему рассказал бэкграунд этой посуды.

Когда на «It’s My City» вышел материал об открытии кофейни в Питере, рассказали, что чашки — Сысертского фарфорового завода. Люди, которые были заинтересованы в посуде, начали туда звонить. А на Сысертском фарфоровом заводе никто об этом ничего не знает. Это отдельное подразделение совершенно, они же сейчас очень много производят посуды для РПЦ, для «СимаЛенд», огромные объемы. Очень смешно было, захожу в магазин «Сысертский фарфор» тут через дорогу, а там все как в 94 году. Заходит бабушка: «Так, ну что у нас тут новенького появилось, что-нибудь произвели?». Я думаю, блин, люди кайфуют от новинок Сысертского фарфорового завода. Это круто. Support your local, да?
Было страшно, конечно. Но когда мы демонтировали все, вариантов других не было. Я уже знал, какие деньги откуда и как будут браться. В таком состоянии помещение я вернуть не мог, надо было что-то делать. Собственник не знал, насколько все будет глобально, только пол останется местами. Но ему очень понравилось. Думаю, это хорошее портфолио для партнерства, когда пространство делаешь лучше, интереснее. Наверное, это мое стремление настоящему, к сущности материала, без фейка. Когда мы открыли потолок кофейни и увидели потолочные карнизы, я подумал, боже, это история! 150 лет первым этажам. Я хочу это показать людям, я хочу очистить все до основания.

Даже новые помещения можно сделать красиво. У «Simple Coffe» нет дизайна, но есть универсальный стиль, в любое помещение заезжают с ним. Выглядит нормально, и при этом хорошие материалы: бетон и дерево. Но и не лофт, который уже всем надоел. На Свердлова красиво кофейня сделана, помещение с историей. И на Ленина качественный ремонт, интересный.
фото The Village
Было страшно, конечно. Но когда мы демонтировали все, вариантов других не было. Я уже знал, какие деньги откуда и как будут браться. В таком состоянии помещение я вернуть не мог, надо было что-то делать. Собственник не знал, насколько все будет глобально, только пол останется местами. Но ему очень понравилось. Думаю, это хорошее портфолио для партнерства, когда пространство делаешь лучше, интереснее. Наверное, это мое стремление настоящему, к сущности материала, без фейка. Когда мы открыли потолок кофейни и увидели потолочные карнизы, я подумал, боже, это история! 150 лет первым этажам. Я хочу это показать людям, я хочу очистить все до основания.

Даже новые помещения можно сделать красиво. У «Simple Coffe» нет дизайна, но есть универсальный стиль, в любое помещение заезжают с ним. Выглядит нормально, и при этом хорошие материалы: бетон и дерево. Но и не лофт, который уже всем надоел. На Свердлова красиво кофейня сделана, помещение с историей. И на Ленина качественный ремонт, интересный.
фото The Village
Об автомобилях

Когда выбирал последний автомобиль, делал все с учетом истории этой тачки. Это гоночная машина, для кольцевых гонок в Англии. Французский бренд Рено, собран в Великобритании. Долгая история. Таких машин всего две в Екатеринбурге, это очень редкий автомобиль, очень интересный. Небольшая тачка, дарит эмоции просто невероятные. И не стоит космических денег, потому что, повторюсь, чтобы сделать ремонт, пришлось сделать такую рокировку.

Следующая машина, которую куплю, будет уже электромобиль. Я не суперзеленый, но к этому все идет. Удобно: можешь зарядиться и поехать.
фото из инстаграм Дмитрия
О работе за стойкой и вовлечении аудитории в процесс

Я вообще за стойкой в последнее время не работаю. Сейчас у нас по направлению опта много работы, есть ключевые клиенты, которых надо сопровождать, я этим занимаюсь. Мне очень нравится, что могу приехать к клиентам, позавтракать у них, поужинать, провести время. Люблю в «Горожане» заглядывать на ужин — и им приятно, и я узнал, как дела, и денежку им принес, и поел вкусно, в итоге win-win.

Скучаю, конечно. Но у нас сейчас нет контактной стойки, просто открытый бар. Любой человек, который находится рядом с баром, уже выглядит как сотрудник. Вовлеченность аудитории: сам себе налил черный кофе, сам убрал за собой посуду, если хочешь. Открытый холодильник с пивом, сидрами и лимонадом, совершенно в другом месте, не там, где касса. Это сейчас, я считаю, тренд — втягивание аудитории в процесс, которого они вроде бы могли избежать.
фото из инстаграм Дмитрия
Многие не привыкли сами. Вот там термоса и посуда, можете оплатить и там наливать. «Я сам должен наливать?» Нет, я могу тебе налить, конечно. Идешь, наливаешь. У нас уже принято по-другому, и это, конечно, суперуниверсальный скрипт — «у нас так не принято» или «у нас так принято». Обожаю. Спрашивают, где сиропы. Говоришь: «У нас принято пить без сиропов».

Сегментирование рынка — это хорошо. Есть места, где вам будет комфортно, есть места, где другим будет комфортно. Просто разные типы. Мы давно уже не конкурируем ни с «Симплом», ни с «Энгельсом». У нас есть прямые, скажем так, коллеги: «Papa Carlo», «DUO». Остальное — это другое совершенно. С другим подходом, с другим продуктом, под другие задачи. А корнеры! Раньше ребята из «Bow Jones» приходили, сравнивали, сейчас совершенно разные, с разными вводными. И зарабатывать можем все одинаково, просто разная аудитория.
фото из инстаграм Дмитрия
О том, что не бывает невкусного кофе

Мы за любую движуху, популяризирующую продукт. Пьете растворимый кофе — пожалуйста, пьете капсульный — вообще супер, варите дома — хорошо. Мы сейчас под наш сегмент рынка производим еще и капсулы формата Nespresso. Когда у Nespresso патент закончился, все поголовно начали производить вкусные капсулы. Я завариваю кофе дома, просто молотый заливаю горячей водой, если совсем быстро. Могу и вороночку какую-то приготовить, если хочется.

Instant coffee (растворимый specialty кофе — прим. ред.) — тоже тренд. Дороговато выходит по сравнению с коммерцией (кофе, который можно купить в магазине — прим. ред.), но, в принципе, интересно. Мы считали, в 2016 или 2017 году первый instant coffee в мире стоил примерно 1$ за порцию. 74 рубля за кофе. Для заведения нормально. Но когда домой покупаешь банку кофе 200 граммов за 200 рублей и пьешь ее неделю, конечно, это вещи уже несравнимые. Все под разных людей.

Иногда мимо остановки еду, смотрю — люди со стаканчиками кофе стоят, прикольно. Вот он купил кофе на остановке, сейчас с ним сядет в автобус, поедет на работу. И он купил его за 69 рублей, но это кофе, вот что самое главное. Даже на заправках, кстати, вовлеченность — сам нажимаешь кнопки, прикольно. Это тренд.

Мы за любую движуху популяризации кофе. Потому что когда-нибудь придет Газпром ко мне и скажет: «Мы готовы. Дай нам скрипт». Я скажу: «15 миллионов». Они ответят: «Пойдет». Все. Сижу и жду этого момента, больше ничего не делаю (смеется).
О кофейном снобизме

Любое возвышение себя сейчас неуместно, и никогда не было. Когда заходишь как пионер, кажется, что должен людям объяснять. Наломали мы дров в свое время этим снобизмом, безусловно. Нужно всегда понимать, что между тобой и клиентом, гостем, есть пропасть в виде твоего профессионализма. Представь, что ты к нему придешь, в его специалитет, тоже будешь тупить и задавать глупые вопросы. Нужно взять клиента под крыло и объяснить ему, что и как работает.

Как вырастить новый бизнес

Тут важен бэкстейдж: финансы, команда. Чтобы они были заинтересованы в сервисе, были сами по себе амбассадорами. Пионерам всегда тяжело. Подключайте себя, свое обаяние, small talk, что угодно. Именно сервис. Согласитесь, не важно же, какой сервис получаешь, если его нормально упаковали, с хорошим диалогом. Хочется туда вернуться.

Я цветы покупаю в «Петрушке» на Пушкина. Где-то, возможно, есть сервис лучше. Где-то есть флористы, которые делают букеты еще красивее, минималистичнее, интереснее, эссенциалистичнее, 100%. Но я настолько втянулся в этих специалистов! Там собственница работает, там кот этот потрясающий, которого я тискаю все время. Сам по себе продукт уже не так важен. Мне нравится к ним прийти, мне нравится системность. У меня как-то были отношения, в которых я сказал себе, что по понедельникам буду дарить букет цветов, хочу поэкспериментировать. И они привыкли, что я в течение года каждый понедельник приезжал за цветами. Вообще классно же, да? Такая системность. А мне удобно: из кофейни выехал, за угол заехал, купил, поехал дальше.

Авторский подход всегда классно сочетается с системностью. Если это на бизнес проецировать, то вводите CRM-систему, где у вас все клиенты будут видны: кто, когда, сколько приходил, его телефон. Вы ему набираете: «Почему ты не пришел? Все нормально? Как дела?». Забота не бывает лишней.
Фото из журнала "Собака"
О поездке в Дублин на чемпионат мира по аэропрессу

Это было 4 года назад. Во-первых, мое психическое состояние очень сильно изменилось. У меня тогда в жизни было много загонов, а терапия еще не набрала столь мощное развитие, как сегодня. Я ощутил суперлегкость, когда поехал в этот трип, один, в чужую страну с очень сложными для восприятия языками, акценты там безумные. Для меня лично это была важная поездка.

В плане кофе до сих пор остался шлейф нескольких компаний, на которые мне хотелось быть похожим. Кофейня «3fe», потому что они пионеры в Дублине, однозначно самые большие и самые вкусные, и они имеют суперстиль, к которому хочется стремиться. Я потихонечку на них посматриваю. Плюс книга, которую Колин Хармон (основатель кофейни «3fe» — прим.ред.) выпустил, «Что я знаю о работе кофейни», она даже на русский язык была переведена. Она очень мощно помогла рынку в России, создала настроение сервиса, отсутствия снобизма.

О кино и сериалах

Время! Поэтому сериалы очень тяжело даже начинать. Я в своей жизни посмотрел, наверное, сериала 4 или 5. Последнее — «Эмили в Париже» в отпуске. Такой был вайб легкости. До этого посмотрел «Викингов», мне эстетика очень нравится. Еще раньше — «Ходячие Мертвецы», там мне тоже долгое время нравилась эстетика. Ну понятное дело, ситкомы, «Теория большого взрыва», «Друзья», мультики сериальные тоже. «Футурама» нравится, еще сейчас «Disenchantment» новый, интересно. «Острых козырьков» посмотрел, но без последнего сезона. Как-то сразу чувствуется точка, в которой сериал начинают раздувать. У Тома Шелби последнее дело в каждом сезоне, последнее дело и заляжем на дно, последнее дело и заляжем на дно… Не стал смотреть.

А фильмы, там же эмоции более концентрированы. Я очень короткометражки люблю. Обожаю, когда за 15 минут рассказывается суперистория. Там может быть открытое начало и открытый конец, но этого достаточно, чтобы ты долго об этом думал. У Red Pepper Films серия короткометражек «Иваны, помнящие родство», короткометражка называется «Интервью». 16 минут всего, а как будто ты трехчасовой фильм посмотрел, суперэмоционально.
Сейчас темп жизни такой, хочется меньше времени тратить на что-то. У меня мини-мечта — это изоляция. Когда в мае я болел, слишком много всего происходило в жизни, очень много было страшных мыслей насчет работы и прочего. Я сидел дома, но постоянно был в процессе. А мне хочется засесть на 2 недели, я бы тогда посмотрел все, что хочу. Детокс от общества устроить. Но меня не хватит долго просидеть.

Кино — любое качественное: хорошо написанный сюжет, картинка красивая, иногда этого достаточно. Экшн, наверное, не так важен. Старые фильмы люблю смотреть, культовые. «Американский психопат» посмотрел в первый раз месяц назад. Боже, это же настолько глубокая история общества. Некоторые фильмы, которые я смотрел давно, когда у меня мозг еще был другой, сейчас хочется пересмотреть, совершенно по-другому начинаешь воспринимать. «Бойцовский клуб» недавно смотрел, наизусть его знаю, он шел как фон, как видеоклипы.

Точно не Marvel. Есть в этом что-то, детская радость какая-то. Последнее не смотрел. Мне нравится юмор хороший, и в «Стражах Галактики» с юмором все в порядке. Главное, с хорошим переводом или хотя бы с субтитрами. Я смотрел «Джентльменов» позавчера второй или третий раз, в гоблинском переводе. Очень смешно. Пучков дает то ощущение старых фильмов с этим переводом смешным, правильным. Красивая картинка, классный сюжет. Это стильное кино.
фото из инстаграм Дмитрия
О музыке

Обожаю британскую музыку всю. Брит-поп, весь английский инди-рок. Очень люблю «Depeche Mode», «Muse». Нравятся команды по типу «Kasabian», «Franz Ferdinand». «The XX» под настроение. Алекс Тернер из «Arctic Monkeys». Еще у него есть интересный проект «The Last Shadow Puppets», они на «Битлз» похожи: битловское звучание, даже вид такой же.

Любая популярная музыка мне очень тяжело заходит. Недавно знакомая сказала, что есть классный трек у Pharaoh. Я не знаю, кто это. У нее со вкусом все в порядке, думаю, надо попробовать. Послушал — фигня какая-то. Пубертатное состояние мальчика, который очень боится женщин, девочек, но в песнях он всех их имеет, и ты думаешь, боже. Все это поколение, Face, Моргенштерн, это какие-то двадцатилетние ребята, худые, в татухах, грязная музыка. И она реально же популярна, очень популярна, и не только среди молодежи.

Я заинтересовался неделю назад — до меня все очень долго доходит — Билли Айлиш. Наткнулся на какую-то ее картинку, и потом на ютубе посмотрел выпуск Урганта с ней. Она залезла с ногами на кресло, такая бунтарка. У нее же образ бунтаря, в этом музыка вся, и Bad Guy, с которой она вышла, тоже об этом. Потом мне сказали, что ее фишка — чувствительный микрофон, она как бы шепчет, и меня заинтересовал именно технический момент, качество звука.

Во мне есть что-то такое аудиофилическое, я кайфую от этого всего. Даже проигрыватель пластинок поставил 1 января, и спустя пару дней купил 15 пластинок. Наверное, надолго мне хватит. Меня сам этот пластиночный ритуал вставляет, обложки всякие. Но я не так сильно втянулся.
фото из инстаграм Дмитрия
Об отдыхе от общения

Наполняюсь одиночеством, нахождением с самим собой. Процессы любые могут быть — уборка дома, стирка, что-то еще. Плюс друзья. Я часто устаю от людей. Так радуюсь сейчас, что один живу. Могу пойти в душ на полчаса, когда очень устаю. Не трогайте меня. Ну и приборка. Нерелевантная информация тоже помогает немного.

Интервью: А.Ш.